Еще немного новостей:
Горожане борются за строительство станции метро «Беломорская»
Отмена решения о строительстве, которого ждали долгие годы, возмутила тысячи москвичей
В Москве набирает силу новое противостояние жителей и градостроителей, причем несколько парадоксальное. Если обычно горожане протестуют против строительства рядом с их домами новой трассы, торгового центра и т.д., то в данном случае они требуют возведения нового транспортного объекта, а именно — станции метро «Беломорская». В начале апреля городские власти объявили, что ее, скорее всего, строить не будут. Основной причиной, по словам заммэра Марата Хуснуллина, явилось недовольство жителей прилегающих к будущей станции домов, а вернее, одного-единственного дома номер 26 по Беломорской улице. Однако многие другие жители района считают, что истинные мотивы решения более прагматичны, и намерены добиваться строительства. 22 апреля они собираются на митинг в поддержку станции.
Еще 16 апреля в управе района Левобережный прошла весьма бурная встреча по поводу стройки. В крохотный зал для собраний набилось не меньше двухсот человек, но поместились все равно не все. Спорили поначалу горячо, переходя на личности. Но быстро поняли, что препирательства «за/против» давно неактуальны. У сторонников стройки, во-первых, подавляющее большинство. Количеством противников, как говорят математики, можно было просто пренебречь. Когда их попросили поднять руки, вверх взмыли от силы полдюжины ладоней. А во-вторых, проект строительства еще год назад — 14 марта 2013 года — выносили на публичные слушания, и закончились они в пользу «Беломорской». Недовольные тогда смирились, но после недавнего выступления Хуснуллина почувствовали второе дыхание. Им будто дали еще один шанс, они снова заговорили про бомжей в подъездах, про бесчисленные маршрутки и розничные палатки у метро — на их взгляд, это неизбежные последствия строительства.
Их, правда, почти никто не слушал. «Раз технически с 1971 года станция метро была запланирована в вашем дворе, то она и должна быть там построена», — пригвоздила их член инициативной группы Елена Павловна. Основная претензия жителей к чиновникам — нельзя просто так взять и отменить строительство давно обещанной станции метро, если проект одобрен, согласован во всех инстанциях, по нему заключен госконтракт и даже начаты работы. «Жители района и ближайшего Подмосковья ждали эту станцию более тридцати лет! — негодует представитель инициативной группы «Беломорская-ДА» Ольга Хорькова. — Люди до последнего времени покупали здесь квартиры с расчетом на метро».
Отдуваться перед жителями за демарш с «Беломорской» градостроители прислали Дмитрия Дорофеева — начальника управления строительства метрополитена Департамента строительства Москвы. «В первую очередь что нам помешало — так это результаты инженерно-геологических изысканий, — рассказал он собравшимся. — Выяснилось, что в основании будущей станции, на глубине 15–20 метров, находятся водонасыщенные пески — плывуны». «И что-о-о?! — почти хором взревел зал. — Да у нас вся эта местность заболоченная, то и дело новые высотки строятся, и ничего!» «Ничего невозможного нет, даже в космос люди летают, — попытался отшутиться чиновник. — Но невозможной оказалась цена этих мероприятий — необходимо было заменить все основание дома». Работы по укреплению фундамента Дорофеев оценил в дополнительные 1,2–1,5 млрд рублей.
Но дело, как оказалось, не в самих деньгах, ибо у строителей они есть. Как раз 11 апреля чиновники перераспределили средства, выделяемые из городского бюджета на реализацию адресной инвестпрограммы на 2014–2016 гг. В частности, на строительство участка метро от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (следующей за «Беломорской») в 2014 году дополнительно выделили 3,5 млрд рублей — их «перенесли» с 2016 года.
«Снесите дом, елы-палы!» — не унимались жители. Расселение многоэтажки обойдется городской казне минимум в 2,5 млрд рублей, возразил Дорофеев. И дело опять-таки не в том, что денег нет. Просто на данном этапе городские власти отчего-то не готовы столько тратить. «За эти деньги можно еще одну станцию построить», — не сдавался чиновник. «Ничего, мы как налогоплательщики разрешаем вам такие траты произвести», — парировали жители.
«Ну, хорошо, допустим, — продолжили они натиск. — А раньше-то вы куда смотрели? Почему только сейчас об этом узнали?» Как оказалось, новые станции сегодня проектируются и строятся параллельно. То есть строительная техника зачастую выходит на площадку еще до окончания всех исследований и экспертиз. Такая практика якобы закрепилась с конца 2011 года, когда резко возросла интенсивность строительства метро. «Это, конечно, не есть хорошо, — рассуждал Дорофеев. — Но без метро целые районы и вся Москва просто задыхается». До сих пор параллельная тактика не давала серьезных сбоев, и «Беломорская» стала первым звоночком.
«Мы строили и в худших условиях. Для этого есть технологии, — говорит зам. гендиректора ОАО «Управление развития строительных технологий» (УРСТ) Рустам Черкесов. — Здесь основной фактор — близость жилого дома». Даже если допустить, что стройку продолжат, на укрепление фундамента здания уйдет минимум год, а то и два. Как признался на собрании Дорофеев, приоритетной для властей задачей является ввод к середине 2015 года станции «Ховрино». Сделать это в срок необходимо любой ценой, и лишних года-двух у строителей нет. Они фактически стали заложниками высоких темпов строительства, которые сами для себя и установили.
«В департамент каждый день приходит 200–250 писем с жалобами на отмену, — поделился Рустам Черкесов. — Окончательного решения еще нет, сейчас они, можно сказать, изучают общественное мнение». «Ну правильно, забросили информацию и ждут, что будет», — соглашаются жители района Левобережный. По оценкам специалистов, у них есть максимум пять месяцев, чтобы повлиять на ситуацию. За это время проходческие щиты, уже начавшие подземное бурение от «Ховрино», доберутся до улицы Беломорской, и если станцию не начнут строить к этому моменту, ее вряд ли станут строить вообще. Местные жители настроены решительно: организуют митинг, собирают подписи за отмену отмены, изучают технические документы. Они всерьез считают, что их поезд еще не ушел.